Оцени данный материал
Здравствуйте Гость просим Вас проголосовать за этот материал. Голосовать можно всего 1 раз, после того, как проголосуете, Вы больше не увидите это окно, на странице данного материала.
Голосуем за этот материал: Форма для голосования:
Проголосовало: 1 человек(а)
Средний рейтинг материала: 5.0
Welcome, guest!

Chat
Главная » 2009 » Апрель » 28 » Конец света
Конец света
21:29
Конец света: отменяется или откладывается?
Как-то так повелось, что о трагедиях даже вселенского масштаба мы вспоминаем лишь накануне печальной даты. Только что отметили 20-ю годовщину чернобыльской катастрофы и уже готовы забыть о ней до следующего года. Мало кто знает, что первый «чернобыль» случился на 25 лет раньше: в июле 1961-го. И едва не стал концом света. В этих двух историях много общего. Обе пытались окружить тайной. Из обеих так и не извлекли уроки.
За двадцать пять лет до Чернобыля
Возможно, если бы сам факт не замалчивался так долго, количество жертв 26 апреля 1986 года было бы значительно меньше. А ведь тогда, 48 лет назад, мир чудом избежал экологической катастрофы и, вероятно, термоядерной войны. Он обязан своим спасением мужеству советских моряков. Об этом заговорили лишь после того, как американцы сняли фильм о советской атомной подводной лодке «К-19», которую прозвали «Хиросимой». В Бендерах живет участник тех событий. Это капитан 2-го ранга Роберт Алексеевич Лермонтов. В 1961 году он служил на подводной лодке «К-19» командиром БЧ-4 (связи) и начальником РТС (радиотехнической службы).
Итак, место действия - Датский пролив близ норвежского острова Ян-Майен, где расположена американская военная база.
…Причал в поселке Полярный был оцеплен автоматчиками. Наготове стояли санитарные машины. На пирсе нервно курили высокие чины. Ни один экипаж так из похода не встречали. А ведь когда первая советская атомная подводная лодка «К-19» отправлялась на учения «Полярный круг», никто и предполагать не мог, как страшно они закончатся.
Тревожный звонок прозвучал 4 июля в 4 часа 15 минут: давление в первом контуре правого реактора резко упало с 200 атмосфер до 0. Это означало, что вытекла охлаждающая его жидкость. И правый реактор разогревался, как самовар, оставшийся без воды. Что должно было последовать? Командир корабля капитан 2 ранга Николай Затеев потом запишет в своем дневнике: «Сначала расплавиться должны были урановые ТВЭЛы – тепловыделяющие элементы. Как только масса расплавленного урана достигнет критической массы, неминуем ядерный взрыв. И произошло бы это не где-нибудь, а рядом с американской базой…». Между тем, на центральном посту творилось что-то невероятное: отчаянно мигали контрольные лампы, стрелки приборов зашкалило…
- Командир объявил боевую тревогу, и лодка всплыла, - вспоминал Роберт Алексеевич. – Команда вполне сознавала опасность, но паники не было. Каждый член экипажа четко выполнял поставленную перед ним задачу.
А ведь все понимали: в аварийном реакторе катастрофически быстро растет температура. Взрыв (тепловой и ядерный, как потом было в Чернобыле) может прозвучать в любую минуту. «К-19» тогда просто растаяла бы, а пол-Европы смело с лица земли.
Что делать? Ответ на извечный вопрос нашли в считанные секунды. Смонтировать новую систему охлаждения, а трубы для нее срезать с одной из торпед. Но для этого кто-то должен войти в реакторный отсек, где уровень радиации был смертельным. Лишь спустя 30 лет это открыто назовут подвигом. А пока здесь шла тяжелая работа. От нее не отказался никто.
Наверное, так выглядит ад. Вспыхивал ионизированный водород. Стекла противогазов запотели, моряки сняли их и дышали остатками воздуха. Уровень радиации был так велик, что трубопроводы испускали голубое свечение.
- Группы добровольцев сменяли друг друга. Лишь командир шестого реакторного отсека Борис Корчилов оставался с начала и до конца. Он получил 5 400 бэр, - рассказал Р.А.Лермонтов. - Когда он и семь его товарищей появились на палубе, диагноз был ясен и без медицинского осмотра: лучевая болезнь. Опухшие лица, на губах желтая пена, рвота, из-под волос течет сукровица. Жалуются на боли во всем теле и головокружение.
Они станут первыми жертвами «Хиросимы».
Тогда, в начале 60-х годов 20 века, был актуален лозунг «Догнать и перегнать Америку!». Между тем, у нее уже была на вооружении атомная подводная лодка «Наутилус», проходила испытания вторая – «Джордж Вашингтон». Поэтому с «К-19» так спешили. Ошибки, допущенные еще при строительстве, окажутся потом роковыми, как и в случае с Чернобылем. Кстати, тогда же случилась первая авария реактора, но обошлось без жертв. И о ней забыли. Потом произошла вторая – 4 июля 1961 года. Ее окружили заговором молчания. Сегодня Чернобыльскую катастрофу тоже пытаются представить всего лишь фактом истории. Но если в случае с «К-19» счет погибших шел на десятки, то количество чернобыльских жертв до сих пор неизвестно, но измеряется оно сотнями, а то и тысячами человеческих жизней.
По ком звонит колокол?
У радиации нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Чернобыльские выбросы на территории целого ряда стран прошли незамеченными. Помнит ли кто-нибудь сейчас у нас, в Молдове, что в 1986-м еще Советская Молдавия была полностью накрыта смертоносным облаком? Между тем, об этом впервые открыто заговорили лишь в 2006-м в Киеве на международной конференции «Чернобыль + 20: напоминание на будущее». Ее подготовил целый ряд экологических организаций: «Экоклуб» (Ровно, Украина), Фонд Генриха Бёлля (Берлин, Германия), Партия зеленых (ЕАС Европейского парламента)… На форум собрались ученые, эксперты в области атомной энергетики, неправительственные организации (НПО) разных стран. Недаром советский академик Валерий Легасов сказал о Чернобыле: «Это мировая катастрофа». Приехала и делегация из Молдовы (Международная ассоциация хранителей реки «Eco-Tiras», НПО «Есо-Тох» из Кишинева, «Поколение – за» из села Олонешты Штефан-Водского района, «МАМА-86-Молдова»).
Специально к этой конференции британские доктора наук Иэн Фэйрли и Дэвид Самнер и профессор из Украины Ангелина Нягу подготовили «Иной доклад о Чернобыле». В нем приводились совсем иные цифры, нежели в последнем докладе Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): только количество жертв в настоящем и будущем на несколько порядков выше. В независимом научном документе доказывается, что Чернобыль будет еще уносить человеческие жизни. Разные виды рака, сердечно-сосудистые заболевания, детская смертность, снижение рождаемости… Но вот любопытная цитата:
«Населению других стран мира, особенно населению Европы, грозит в два раза большее число дополнительных случаев смерти от рака (и в два раза большая коллективная доза), чем населению Беларуси, Украины и России».
Разве это не имеет прямого отношения к соседке Украины – Молдове?
Нетрудно сделать неутешительный вывод: все медицинские исследования проводятся лишь в странах, официально признанных пострадавшими от Чернобыльской катастрофы. Молдова в это число не включена, хотя на конференции было решено, что она имеет для этого все основания. Однако на форуме отмечалось: увеличение количества пострадавших не приветствуется. Существуют силы, которым нужно сократить эту цифру до минимума и представить катастрофу фактом истории. Кому же невыгодна память о Чернобыле?
«Очевидно, что влияние чернобыльской аварии на другие страны не было изучено в исследовании МАГАТЭ/ВОЗ не по вине команды исследователей, а по решению высших эшелонов власти МАГАТЭ и ВОЗ», - сказано в «Ином докладе».
После того, как прошло 20 лет, а жертвы Чернобыльской катастрофы были преуменьшены, во всем мире возобновились дискуссии по поводу развития атомной энергетики. «Ядерное лобби активизировалось», - говорится в документах конференции.
В Украине собираются построить 22 новых ядерных реактора, причем, в первую очередь, в эксплуатацию будут введены два на Хмельницкой АЭС, то есть в непосредственной близости от нас. Гарантии безопасности? А разве можно о них говорить, когда специалисты до сих пор не пришли к выводу, что же послужило причиной Чернобыльской катастрофы: ошибки строителей или персонала? Может быть, тогда просто не стоит спешить, ведь АЭС вырабатывают всего 5 процентов от общего объема энергии в мировом масштабе.
- Остановить развитие атомной энергетики нереально, но это надо делать взвешенно, - считает профессор, доктор биологических наук председатель НПО «Есо-Тох» Елена Зубкова. - В мире вообще нет технологий, не имеющих риска. Хотя лично я – сторонница альтернативных источников энергии ветра, солнца и энергосберегающих технологий. Никогда не понимала, почему нужно сжигать газ, чтобы получить электроэнергию, а уже ее использовать для обогрева дома. Не лучше ли напрямую? В сложившейся ситуации велика роль общественности. Преодолевать последствия Чернобыля надо всем миром. Задача НПО не только критиковать правительства своих стран. Куда эффективнее совместный поиск решения проблем. Среди чиновников не только вредители, а одними пикетами результата не добьешься.
… Говорят, война не заканчивается, пока не похоронен последний погибший солдат. А список жертв Чернобыльской катастрофы еще не доведен до половины. Молдова, наконец, названа в числе пострадавших стран. Не по нам ли звучат чернобыльские колокола?
Просмотров: 672 | Добавил: Administrator | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: